Концертом в Киеве стартовал тур группы «Ария» по 12 городам Украины, который продлится до 26 мая. Самая титулованная металл-команда СНГ исполняет лучшее из своего репертуара и делает это с тем же запалом, что и 20 лет назад.
Рассмотрев молодых людей, собравшихся у столичного клуба «Бинго», можно было заметить, что к 2008 году публика «Арии» качественно обмельчала. Минимум атрибутики, недружные речевки. Верхом пошлости выглядел наряд одной из поклонниц, пришедшей в джинсах, кофточке и черном плаще – таких карикатурных бэтвумен не встретишь даже на готических сейшнах.
В сумрачном зале клуба было уже не важно, кто во что нарядился. Там имело смысл наблюдать только за «Арией». Пятеро крепких мужиков в возрасте под 50 два часа делали все, чтобы несколько сотен человек вспоминали этот вечер только незлым словом. За это время ни разу не возникло сомнения в том, что они где-то халтурят или отрабатывают в полруки. Особенно не щадил себя вокалист Артур Беркут, носившийся по сцене, как стервятник, совавший коллегам в зубы микрофон для подпевок и безупречно раскачивавший публику жестами и голосовыми играми. В один из моментов басист Виталий Дубинин, отставив микрофон, прокричал Беркуту на ухо фразу, смысл которой легко читался по губам: «Сам пой!» Это не успокоило буяна – через пару песен он снова принялся за свое.
Артистическое буйство Беркута было очень кстати – таким образом он хоть как-то компенсировал дефицит вокальных данных. Речь не о том, что голос «Арии» последних лет не умеет петь. Просто слишком очевидно, что весь материал, который группа создавала, пока в ней солировал Валерий Кипелов, Беркуту вытянуть не под силу – природа не дала. Узкий диапазон Артура не позволяет ему выходить на нужные высокие ноты, а отсутствие гибкости снижает драматургический накал лучших песен – на «Улице роз», «Раскачаем этот мир» и «Игре с огнем» это слишком бросалось в глаза.
Именно старые хиты составляют основу программы, с которой «Ария» пожаловала в Украину. Помимо уже названных, это «Герой асфальта», «На службе силы зла», «Тысяча сто», «Антихрист» и далее в том же духе. И, слушая их в добротном исполнении на концерте, от которого мало что стоило ждать, постоянно приходилось констатировать две вещи.
Первая. «Ария» – это феномен. Только глухому рок-меломану в СССР не было ясно, что перед ним точная копия группы Iron Maiden. Но – поразительная вещь! – это никого не смущало: в фонотеках кассеты британцев мирно соседствовали с «арийскими» записями. Вопрос «Зачем мне слушать русскоязычный клон, когда есть английский оригинал?» не был популярен. Подкупала та чистейшая искренность, с которой «Ария» переносила хэви-металл на нашу почву, и высокое качество копирования. И по сей день в отношении альбомов группы периода 80-х мало у кого из заинтересованных лиц возникают претензии.
И второе. Это уж совсем странно, но угловатые наивно-ницшеанские тексты, написанные 15–20 лет назад для «Арии» Маргаритой Пушкиной, в 2008-м морально не устарели. Более того, на фоне словоплетения новометаллической молодежи вроде Jane Air и Amatory они выглядят как высокая поэзия. Наверно, все дело в том, что «Ария» всегда тяготела к глобальному: добро – зло, Христос – Антихрист, страх – любовь. Эти темы еще долго не выйдут из моды.
Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»
Пресса
«Ария» помянула старое
Игорь Панасов, «24»
Газета «24», 16 мая 2008 года