Переполненный дворец спорта "Лужники" в субботу пропел от первого до последнего куплета всю историю главной тяжелой команды страны. К концу третьего часа и БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ не смог удержаться от скандирования клича "Воля и разум!".
Трибуны скандировали "Кипелов! Кипелов!", скорее чтобы лишний раз обозначить свое отношение к нынешнему составу "Арии", нежели чтобы действительно поторопить бывшего вокалиста. Группа "Кипелов", которую он возглавляет, давно назначила на этот день выступление в Орле. Не было на сцене в "Лужниках" и музыкантов, вместе с господином Кипеловым покинувших "Арию" в 2002 году, Сергея Терентьева и Александра Манякина.
На фоне черного занавеса концерт открыл вместе со своей группой Сергей Маврин, игравший в "Арии" с 1987-го по 1995 год. Затем вместе с созданной им еще в конце 80-х группой "Мастер" на сцену вышел один из основателей "Арии" — бас-гитарист Алик Грановский. К моменту появления главных героев вечера занавес раздвинулся, и за ним обнаружилась внушительная декорация из проекционных экранов. Стало ясно, что в отличие от дежурных наборов хитов, сыгранных прошедшим летом на фестивалях "Крылья" и "Нашествие", к своему 20-летию "Ария" подготовила нечто специальное.
"Ария" сыграла двухчасовой сет, в который были включены фрагменты самых эффектных программ последнего периода. Вернувшись пять лет назад на большие концертные площадки, получив эфиры на популярных телеканалах и радиостанциях, "Ария" стала функционировать в классических традициях коммерческого хард-н-хэви. По примеру группы Scorpions "Ария", помимо традиционных, играла акустические концерты и выступала с симфоническим оркестром, усердно фиксируя все это на звуковых и видеоносителях. В концерте, посвященном 20-летию группы, нашлось место и для блока акустических баллад, и для эффектного музицирования в сопровождении международного оркестра, которым руководит чрезвычайно симпатизирующий группе мефистофелеподобный дирижер Константин Кримец.
По большому счету необходимость музицирования металлических групп с оркестром, будь то Metallica или "Ария", до сих пор остается спорной, оркестр редко выдает нечто, чего нельзя было бы воспроизвести при помощи синтезаторов. Однако хэви-метал — стиль, уходящий корнями не только в рок-н-ролл и блюз, но и, несомненно, в классическую музыку, и кроме того, присутствие оркестрантов на сцене и в кадре добавляет происходящему монументальности и пафоса, без которых сам "металлический миф" был бы неполноценен. Можно сколько угодно иронизировать насчет того, с какими серьезными лицами оркестранты воспроизводили довольно несложные партии, однако исполнение композиции "Тореро" в сопровождении оркестра придало празднику "Арии" в "Лужниках" существенное ускорение и вселило в публику еще более глубокое ощущение значимости и размаха происходящего.
Вектор шоу несколько сменился, когда на сцене остался лишь вокалист Артур Беркут. Аккомпанируя себе на клавишных, он исполнил балладу "Там высоко". Даже самые верные фанаты Валерия Кипелова не могли не оценить мастерство господина Беркута. В этом году он существенно укрепил свои вокальные позиции, великолепно выступив на концерте в честь 25-летия группы "Автограф" в "Олимпийском". Хотя поклонники "Арии", наверное, до скончания века будут сравнивать его с Валерием Кипеловым, особенно в случае с песнями, ставшими популярными в кипеловском исполнении.
В финале "Ария" сыграла протяженное попурри из старых и редко звучащих на концертах композиций конца 80-х—начала 90-х годов. А для финального исполнения "Воли и разума" к квинтету присоединились Сергей Маврин, Алик Грановский, а также живущий в Бельгии клавишник первоначального состава группы Кирилл Покровский, гитарист "Мастера" Алексей Страйк и стоявший у истоков "Арии" гитарист Андрей Большаков. Фактически самая популярная песня группы исполнялась в четыре гитары, и сила звука показалась вполне сравнимой с недавним выступлением Foo Fighters в "Олимпийском". Инструментов музыканты в финале разбивать не стали, зато как следует полили друг друга шампанским.
Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»
Пресса
«Ария» с оркестром
Борис Барабанов.
Газета «Коммерсантъ» №190, 10 октября 2005 года