Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Бег за Солнцем

Маленький эксперимент: попробуйте-ка не задумываясь назвать хотя бы парочку наших российских команд, играющих сегодня хэви-металл - не тот, что называют хэви-металлом 90-х, а классический хард-н-хэви. Да, задачка, прямо скажем, нелегкая. А все потому, что нет сейчас таких групп-то, не в моде нынче "доисторическая" музыка. Кто сейчас помнит героев прошлого десятилетия, стоявших в свое время у истоков отечественного тяжелого рока? Да и нет почти их вовсе - кто-то, следуя по пятам сумасшедшей моды, играет сегодня совершенно иную музыку, а кто-то и вовсе сгинул в небытии. И лишь ветераны "АРИЯ" несмотря ни на какие передряги в мире рок-музыки, как и прежде впереди, на лихом коне! Слегка потрепанные временем, но по-прежнему сильные духом и полные решимости, "АРИЙЦЫ" гордо продолжают играть с огнем и ковать свой металл. И как вчера, пользуются завидным для нового поколения успехом, в чем в очередной раз можно будет убедиться в марте 1998 года, когда сойдет со студийных степелей седьмой альбом "АРИИ" "ГЕНЕРАТОР ЗЛА". Заглянув в студию "Aria Records" в один из слякотных январских вечеров, где-то между Новым и Старым Новым годом, ваш покорный слуга стал свидетелем сведения последней песни нового альбома группы "Ария" - исторического момента для каждого, у кого вынесенные в заголовок этого материала четыре буквы ассоциируются не только с "музыкальным произведением для голоса с инструментальным сопровождением, входящим составной частью в оперу, ораторию или кантату, а также могущим быть самостоятельным музыкальным произведением" (см. БСЭ том III, стр. 21). Этим весьма ответственным процессом занимались гитаристы Владимир Холстинин и Сергей Терентьев, и басист Виталий Дубинин. И сразу после окончания манипуляций с десятком различных ручек и кнопочек "арийцы" любезно согласились провести остаток этого знаменательного вечера в беседе с журналом "Рок Сити". - Вы сидели в студии с августа. Насколько отличается процесс записи в собственной студии от того, как вы работали раньше? Сейчас, когда у вас в распоряжении ровно столько времени на настройку звука, запись и микширование, сколько требуется, и вы целиком предоставлены сами себе, не отражается ли это на качестве конечного продукта в худшую сторону? Так ведь легко, что называется, и совсем нюх потерять! В. Холстинин: "Это действительно расхолаживает, потому что когда работаешь в чужой студии, у тебя время ограничено, люди мобилизуются и работают ярко и талантливо. Когда же работаешь в своей студии, в любое время можно пойти попить чайку, что-то не получается - пошли домой. В результате процесс растягивается, и в какой-то момент уже действительно начинаешь плохо соображать, что ты делаешь. Это, конечно, плохая сторона. Я замечал это и по западным группам - когда люди выстраивают свои студии или просто имеют достаточно средств на запись. Как говорил Тонни Йомми, "первый альбом мы записали за два дня, и он стоил какие-то копейки, а сейчас сидим по полгода и уже не можем сделать ничего подобного". Я помню, раньше мы записывали альбом за 25 дней вместе со сведением! 'Ночь Короче Дня' - год. На этот альбом, правда, ушло "всего" полгода". С. Терентьев: "То есть прогресс все же есть! - Во время нашей последней встречи год назад, когда только начинали сочинять эти песни, Володя сказал, что альбом будет сильно отличаться от всего, что "Ария" делала раньше... С. Терентьев: "И от всей музыки вообще, да? Ха-ха!" В. Холстинин: "Сейчас нам очень трудно судить о том, что действительно получилось у нас, потому что мы уже несколько месяцев сидим в этой комнате и каждый день все это слушаем. Когда только записали альбом, казалось, что сделали что-то новое, а сейчас, когда свели последнюю песню, - вроде всю жизнь это играем. Тебе, наверное, проще судить, со стороны-то". - По крайней мере, эта песня ("Беги За Солнцем") звучит позлобнее, чем вещи с прошлого альбома. В. Дубинин: "Песни "Арии" всегда отличаются друг от друга до того момента, пока Кипелов не начинает петь. Когда записываем инструментал, все звучит совсем иначе, но как только мы приступаем к вокалу, когда слышим голос Валеры, его манеру пения, любая вещь превращается в типичную "Арию". Так что очень трудно судить о том, насколько различны наши альбомы". В. Холстинин: "Вскрытие покажет!" - И все же... В. Дубинин: "Что нового? Пожалуй, совершенно иной подход к написанию песен. Тексты по-прежнему принадлежат Маргарите Пушкиной, а вот что касается музыки... Если раньше под 90% песен стояло "Дубинин/Холстинин", то сейчас Терентьев появился, написал несколько вещей, да и мы с Холстининым разделились, сочиняем теперь врозь. Поэтому и альбом должен получиться более разнообразным". - Насколько вообще тесны у "Арии" стилистические рамки? Существуют ли у вас какие-либо негласные запреты, то, что вы определенно не можете себе позволить? В. Дубинин: "Рэп! Впрочем, никаких запретов быть не может, просто что мы не умеем делать, мы и не делаем". В. Холстинин: "Помню, когда мы записывали самый первый альбом, мы себя все время осаживали: типа, вот этого мы не имеем права делать - клавиши нам нельзя, многоголосие тоже нельзя. Но тогда нужно было как-то выделяться! Но постепенно мы стали более лояльно относиться к таким вещам. На новом альбоме, например, есть несколько вещей, которым мы сами удивляемся. Одна вещь практически является романсом, она называется "Закат" и написал ее Кипелов, в свойственной ему манере. "Пытка Тишиной" напоминает по звучанию рок-группы 70-х, конкретнее - Grand Funk Railroad, которую мы с Дубининым очень любили, когда только начинали свою карьеру. Еще одна вещь, которая выделяется из общей массы, - "Замкнутый Круг". Это такое масштабное, очень разноплановое произведение, почти на семь минут звучание, похожие песни писали в свое время также нами любимые Jethro Tull. Вот эти три трэка действительно выходят за традиционные рамки "Арии", но поскольку поет Кипелов звучат они все равно по-"арийски". Наверное, действительно на этом альбоме рамок у нас еще меньше. Во всяком случае, за все время работы над "Генератором Зла" мы ни разу не сказали себе слова "нет". - Все это я клоню к разговору о пластинке под названием "Авария", которая, несмотря на "арийские" песни, в плане звучания "Арией" никоим образом не является (собственно, она и вышла под именем "Дубинин/Холстинин"). Что из себя представляет этот проект со слов самих авторов? В. Дубинин: "Это наш ответ Чемберлену, ха-ха-ха! Мы просто захотели поприкалываться и показать язык всем тем журналистам, которые считают хэви-металл тупой музыкой, а "Арию" сплошной какофонией. Они же не знают, какими эти вещи были в оригинале, а получается, что играем мы попсу. Такой вот смешной альбом, что мы подчеркнули и такой веселой обложкой". В. Холстинин: "Мы просто взяли наши старые песни и исключили оттуда электрические гитары, и все. Помимо этого мы практически ничего и не переделывали" В. Дубинин: "Что касается мелодий и гармоний, то здесь мы не изменили ни одной ноты". - А две новые композиции? В. Дубинин: "Да на самом деле они и не новые. Дело в том, что изначально многие наши песни, как, скажем, "Искушение", и придумывались в таком виде, в каком они представлены на "Аварии", с такими же аранжировками, а потом уже превращались в тяжелые вещи, а не наоборот. А "Ужас и Страх" и "Такую Вот Печаль" нам просто не удалось сделать тяжелыми, а вещи хорошие. Причем одна из них предназначалась для альбома 'Кровь За Кровь', а вторая была написана еще раньше". - Вы не собираетесь давать такие акустические концерты, как это практикуют, скажем, Э.С.Т.? В. Холстинин: "Да пока не думали, хотя еще такой альбомчик записать можно. Благо песен достаточно, и разучивать их не надо. Мы и записали-то его за три дня! Пару недель порепетировали и потом сходу втроем (третим участником "Аварии" стал барабанщик "Арии" Александр Манякин - прим. автора) записали. А сама идея пришла почти что на концерте. Как-то в "R-Club"-e под пиво мы решили спеть несколько песен под гитару, и вроде всем понравилось". - Поговорим теперь еще об одном проекте "арийских" музыкантов. Правда ли, что часть песен с альбома Кипелова/Маврина 'Смутное Время' изначально была предназначена для "Арии"? В. Холстинин: "Да, пару песен он писал для "Арии", но одну мы так и не смогли сделать до конца, не получилось, а вторую он у нас украл". В. Дубинин: "Ну почему украл - это его ведь песня, просто когда-то он написал ее для "Арии", но так уж вышло, что просто не донес ее до нас. Но в любом случае, несмотря на то, что он сам их и поет, эти песни звучат больше по-маврински, чем по-"арийски". Кстати, на мой взгляд, поет он там хуже, чем у нас. Да и сам альбом мне не очень понравился - все можно было сделать намного тяжелее и жестче. Но Маврин сказал, что с хэви-металлом покончено, и точка!" - Да, по крайней мере, в отличие от "Арии" металл здесь точно не куют. А правда ли, что Маврин заменял на нескольких концертах попавшего в больницу Сергея Терентьева, как это сообщала какая-то газета? B. Дубинин: "Нет, откуда такая информация? У нас и концертов-то после этого случая никаких не было - мы как раз собирались приступать к записи альбома и вот получили такой "отпуск" на пару недель". C. Терентьев: "Спасибо ребятам, что не уволили меня, ха-ха! Я до сих пор в "Арии", сам удивляюсь почему. Хотя тогда смешного было мало. Мы были на Дне города в "Лужниках", где пришлось играть под фонограмму. Поэтому мы решили повеселиться. Менялись инструментами, носились по всей сцене, прыгали. И вот, поскользнувшись, я снес все ограждения на краю сцены и свалился с нескольких метров вниз головой". В. Холстинин: "Нужно еще объявить благодарность "Ночным Волкам", которые за несколько секунд до этого падения Сереги постелили на асфальт в том месте большой фанерный щит для своего шоу - они должны были выступать следующим номером". С. Терентьев: "Да, они действительно спасли мне жизнь". - Год назад вы говорили о планах относительно своего первого полнометражного видео. В какой стадии находится этот проект, если он вообще еще в силе? В. Холстинин: "Да, конечно! Дело в том, что у нас до сих пор нет официального видео. Есть одна пиратская кассета, которой мы все очень недовольны. Не потому, что она пиратская, а потому, что она очень плохого качества. И как только мы закончим работу над альбомом, мы тут же перебираемся в другую студию, где будем монтировать фильм, который был отснят еще в мае в "МДМ" и до сих пор лежит на полке. Видеочасть уже смонтирована, остается только звук. Я думаю, что на это уйдет не больше месяца. Так что уже весной можно будет приобрести и нашу видеокассету. Это будет своего рода видеоверсия альбома 'Сделано в России', только снятая и записанная на другом концерте". - Насколько я помню, вы также собирались выпустить еще и сборник лучших вещей "Арии"? В. Дубинин: "Да, конечно, только с этим мы, наверное, повременим, поскольку сейчас выходит много альбомов - наш новый диск, "Авария", Кипелова/Маврина продают как альбом "Арии". Так что этот проект мы, пожалуй, отложим до следующего года". - Действительно, в начале года фэны "Арии" не соскучатся! Впрочем, и потом им будет не менее скучно - не нужно обладать даром провидения, чтобы сказать, что после выхода альбома последует большое турне. Впрочем, недостатка в концертах у "Арии" в последнее время и не наблюдалось. Вы выступаете с завидной регулярностью, что не может себе позволить, наверное, ни одна из наших металлических групп. Но скажите, вы намеренно избегаете больших залов, хотя, как и десять лет назад легко можете себе это позволить? В. Холстинин: "Да в клубах мы сейчас мало играем. Последние наши концерты были как раз на больших площадках: "МДМ", "Горбушка". Весной мы будем играть в "Лужниках", после чего нам устраивают большое турне по 50 городам России, Украины и Белоруссии. Афиши уже печатаются". В. Дубинин: "А в феврале, сразу после выхода альбома, мы собираемся дать эдакий пристрелочный тур, который пройдет по 15 городам России, в ходе которого мы постепенно будем обкатывать новую программу - каждый раз играть по одной-две новых песни". - Кстати, мне всегда было интересно, а по какому принципу вы строите свои концерты, ведь с каждым альбомом ваш песенный багаж увеличивается, а время выступления остается тем же. В. Дубинин: "Есть, конечно, несколько "обязательных" хитов, хотя хиты - это, конечно, громко сказано. Но в основном мы выбираем те вещи, которые наиболее эффективно и выгодно звучат на сцене". В. Холстинин: "И потом, мы довольно часто меняем свою программу - какие-то песни надоедают, их заменяем другими. Меняем даже сам порядок песен. Концертов много, и играть каждый раз одно и то же скучно, поэтому мы придумываем себе проблемы - пишем перед каждым концертом новое расписание, что за чем играть. И каждый раз это "меню" разное". В. Дубинин: "Причем больше половины старых песен, которые мы иногда вставляем в концерты, мы уже не помним как играть! Был даже такой случай в Красноярске, когда наш друг, который и пригласил нас туда играть, подошел перед концертом и чуть ли не умолял сыграть нас какую-то из старых песен. И мы потом полтора 'часа вспоминали аккорды этой вещи!" - Помимо нескольких альбомов, видеофильма и концертов, в 1998 году поклонники "Арии" получат еще один, и довольно ценный подарок - книгу "Улица роз", написанную экс-вокалистом Adolf Castle Диланом Троем, о чем наш журнал писал осенью прошлого года. В. Холстинин: "Эта книга уже практически готова. Он писал ее больше года и отнесся к этому очень серьезно. В процессе работы над этим изданием Дилан довольно подробно поговорил со всеми бывшими участниками группы - Большаковым, Грановским, Удаловым, Мавриным, с Маргаритой Пушкиной. Кроме этого, он откопал где-то стенограмму худсовета, который в 1986 году принимал название - "Ария" и нашу новую программу, первую в СССР металлическую программу..." - Тот знаменитый худсовет из 48 человек? В. Холстинин: "Да, да! Где раздавались реплики вроде: "Фашисты! Душить! Убивать!" То есть книга должна получиться действительно очень подробной и интересной. Дилан провел огромную работу, за что ему наша большая благодарность. Мы ему всячески помогали в этом, потому что в свое время про нас ходили всяческие кривотолки, появлялись какие-то статейки, которые просто невозможно контролировать, нам приписывалось участие в каких-то непонятных группах или авторство чужих пластинок. А эта книга должна получиться очень правдивой, тем более все делалось под нашим непосредственным контролем". - Итак, подведем итоги. Группа "Ария" продолжает жить и процветать, имеет собственную студию, где записывает свои альбомы и разные хохмы, довольно успешно гастролирует по стране, фэны посещают специализированный "арийский" магазин и сногсшибательную интернетовскую страничку, скоро вот и настольная книга появится. Что вам как группе еще нужно для полного счастья? В. Холстинин: "Спонсоров, наверное. "Ария" уже существует 12 лет, и за это время у нас ни разу не было спонсоров, мы даже не знаем, что это такое. Записи альбомов, съемки клипов, какая-то реклама - деньги на это идут из нашего кармана и из карманов наших фэнов. Такая самоокупаемость получается. Конечно, неплохо, когда можешь позволить себе такое, но если говорить о желаниях, то хотелось бы найти людей, которые смогли бы помочь нам в этом плане". С. Терентьев: "С другой стороны, мы ни от кого не зависим, что в общем-то можно считать большим плюсом". - Но даже при таком положении дел группа "Ария" сегодня - это уже далеко не пять человек. У вас появился свой магазин, потрясающая и очень профессиональная интернетовская страничка (о которой чуть ниже), довольно солидный фэн-клуб, целая организация, я бы сказал. B. Холстинин: "Вот благодаря фэн-клубу у нас и появились все эти чудеса. Магазин "Ария Аудио-Видео", например, - это некий филиал фэн-клуба, где можно купить билеты на наши концерты, любую атрибутику с нашим именем. Кстати, у нас за десять лет не было ни одной майки, потом за два года просто завалили, в какой город ни приезжаешь - пол-зала в майках "Ария". Все это развивается благодаря людям, появившимся через этот фэн-клуб. Очень много полезных для группы людей появилось именно таким образом". C. Терентьев: "Кроме того, это хорошая обратная связь с фэнами "Арии". Нам приносят пачки писем, где люди говорят, что им нравится, что не нравится, что бы они хотели увидеть, услышать. Таким образом мы можем довольно объективно посмотреть на себя со стороны и сделать какие-то выводы. Ну и, конечно, очень важна моральная поддержка". Через пару недель я вновь посетил "арийскую" резиденцию, где Владимир Холстинин показал мне свежеотпечатанные билеты на концерты предстоящего турне группы, а также образец обложки нового альбома "Генератор Зла", в связи с чем у автора возникла еще парочка вопросов к гитаристу "Арии". - Судя по этому мистическому персонажу без лица и окружающего интерьера, изображенного на обложке, это не просто картинка, а часть какой-то концепции? B. Холстинин: "Да нет, никакой концепции здесь нет. Вот в этом отношении "Генератор Зла" ничем не отличается от остальных альбомов "Арии" - просто сборник песен, причем, как мы уже говорили, очень разноплановых песен. А обложка - это просто иллюстрация одной из вещей альбома "Отшельник". Кстати, это было рабочее название диска". - И все же, я хотел бы затронуть тему мистики. Не так давно Жан Сагадеев поведал мне о том, что после того, как вышел альбом Э.С.Т. '13', на голову группы буквально посыпались всевозможные несчастные случаи, невезения и прочие неприятности. Что же тогда можно сказать об "Арии" с вашими "антихристами" (сразу вспоминается один из летних открытых концертов группы, когда во время "Антихриста" за несколько секунд потемнело небо, загрохотал гром и засверкали молнии)? B. Холстинин: "Мы несколько раз "подписывали контракты" с темными силами, но никто из них, слава Богу, так и не откликнулся. И тогда мы поняли, что все зло, которое только есть в мире, идет не от Дьявола или еще кого-то - все зло идет от человека. Об этом поем на этом альбоме. Там есть такие строчки: "Наш ум - генератор зла". Вот и вся философия". Вот собственно и все. Остается лишь рассказать об упомянутой выше официальной страничке в сети Интернет, которая, кстати, в ходе всего этого разговора упоминалась намного чаще, чем в отредактированной статье. Итак, начиная с осени прошлого года любой поклонник "Арии", имеющий желание и технические возможности, набрав на компьютере нехитрый адресок www.aria.ru, получит исчерпывающую информацию о любимой группе: самые свежие новости, история группы, биографии музыкантов, потрясающие фотографии разных лет, тексты песен, аудиоклипы, газетные и журнальные статьи (в том числе и "Poк Сити"), информацию о концертах, адреса для переписки и массу другой, не менее интересной информации. Hу просто нет слов! Таких же успехов "Арии" & Co., которая несомненно "является самостоятельным музыкальным произведением" (см. пролог) во всем!


Алексей Глебов.
Журнал «Rock City» №1, 1998 год