Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

«Арийцы» — короли русского «металла»

Понятие «ария» как музыкальный термин известно еще с 15 века и означает буквально — композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением. Но «Ария», о которой пойдет речь, как говорят в народе, — не совсем «та» ария, что ария.

«Ария», которая звучала 5 сентября в харьковском Дворце спорта при большом стечении народа, родилась не 31 октября 1985 года, когда закончила работу над своим первым альбомом «Мания величия», а раньше. Образовалась группа благодаря пересечению интересов трех людей — Владимира Холстинина, Александра Грановского и Виктора Яковлевича Векштейна. Владимир и Алик вместе играли в группе «Альфа» и были хорошими друзьями. А Виктор Векштейн до этого 15 лет руководил ансамблем «Поющие сердца», весьма успешно руководил, так как через этот ВИА прошли многие музыканты и вокалисты.

Но с тех пор группа много раз меняла свой состав, и в этом перемещении людей, что называется, без бутылки не разобраться. Причины были разные: творческие и межличностные, несогласие с руководством и приглашение в другие коллективы. Причем чаще всего приходили в «Арию» те, кто... почему-то чуть ранее из нее уходил. Одно бесспорно — как и восемнадцать лет назад, группу и знают, и ценят поклонники серьезной тяжелой музыки.

Достаточно сказать, что коллектив, играющий бескомпромиссный heavy metal, летом 1988 года на Берлинском фестивале «Две стены» собрал аудиторию в 120 тысяч человек, а не так давно испробовал свои силы в сотрудничестве с симфоническим оркестром. Версия «Потерянного рая», записанная совместно с президентским оркестром Российской Федерации, уже вышла на одноименном сингле.

Сейчас кроме Валерия Кипелова группу составляют Владимир Холстинин, Виталий Дубинин, Максим Удалов, Сергей Попов и Артур Беркут. Кстати, Артур — коренной харьковчанин, правда, чисто символически. Он родился в семье цирковых артистов во время гастролей труппы в Харькове. А музыкальная карьера его началась в 11 лет, когда он был приглашен петь в школьную группу «Континент». Начало оказалось весьма успешным, и вскоре коллектив занял второе место на конкурсе музыкальных ансамблей Москвы.

— Почувствовав, что пение — мое призвание, сразу после школы я поступил в училище им. Гнесиных, в класс вокала, — говорит Артур, — а потом работал в различных группах: «Волшебные сумерки», «Автограф», «Siberia», «ZOOOM», участвовал в других различных проектах. В ноябре 2002 года меня пригласили в «Арию» стать вокалистом. Да, в нашей семье частенько упоминается название вашего города, все-таки я здесь родился. Родители здесь нередко бывали. Но как харьковчанин я города, конечно, не знаю. Зато чувствую его как музыкант. Харьков для нас, исполнителей, стоит в списке тех городов, которые наиболее глубоко понимают и воспринимают нашу музыку. У нас никогда не было здесь эксцессов, но публика у вас чумовая, и концерты получаются убойными».

Да, во Дворце спорта никто не швырял в исполнителей отломанными ножками стульев, как когда-то в Вологде, и не лез на сцену, как когда-то в Ялте. Судя по реакции зала, в этот вечер зрители отдали королям русского «металла» свои души. Ребята долгие годы играют добротный heavy metal, что сегодня выглядит несколько странно, учитывая постоянные стилевые метаморфозы. Но за время профессионального роста рок-искусники отшлифовали его до такого блеска, что ни один музыкант-конъюнктурщик не осмелится упрекнуть их в традиционализме, так отличительно отражение их творчества в зеркальном блеске «металла». Неудивительно, что группе «Ария» поют дифирамбы не только их преданные поклонники, но и те, кто просто может оценить спетое:

В этой пьяной стране
Есть для каждого кнут,
Здесь поют о душе
И в нее же плюют...


Их «Химера» доказала, что «в файлах» нашей молодежи доминируют не только компьютерные технологии и денежные знаки, но еще и извечная потребность в свободе самовыражения: слава Богу, не каждый «прогибается под изменчивый мир», есть еще борцы с «Матрицей».

За два с небольшим часа «арийцы» исполнили более 20 хитов, и как можно не оценить в высоких степенях шоу, музыкальные флюиды которого заставили вас на время потеряться, забыть, где вы и что с вами происходит. Только настоящим колдунам удается ввести в такой транс своих слушателей-зрителей. И невозможно понять (а может, и не нужно), в чем же состоит магия «Арии» — в текстах ли Маргариты Пушкиной или в голосе Валерия Кипелова?.. Хочется только еще и еще раз слышать «Балладу о древнерусском воине», «Героя асфальта», «Беги за солнцем», «Улицу Роз», «Закат» и, конечно, «Потерянный рай»...


Тамара НЕВСКАЯ.
Газета «Событие» №38, 2003 год