Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Владимир Холстинин: «Считаю, что нам повезло...»

В конце 1984 года в Москве появилась группа, которая, казалось, была обречена на провал с самого начала. Музыканты играли то, что вызывало невероятную тревогу у чиновников от культуры.

17 лет спустя группа "Ария", считающаяся практически все эти годы группой № 1 в российском "металле", в очередной раз приехала на гастроли в Нижний Новгород. Несмотря на оригинальную программу "Классическая АРИЯ", встреча с любимой музыкой была грустной. По заявлению менеджеров команды, с 1 сентября "Ария" в настоящем составе (Валерий Кипелов - вокал, Владимир Холстинин - гитара, Виталий Дубинин - бас, Сергей Терентьев - гитара, Александр Манякин - ударные) прекращает свое существование.

Чем жила "Ария" все эти годы? Как у любой группы, у нее были взлеты и падения, но, в любом случае, она смогла выжить. Выжить, не сдавая своих позиций. Как смогли музыканты пережить те негативные моменты, что проявлялись не раз в группе?

Перелистнем еще раз страницы истории "Арии", сопровождая их комментариями одного из ее основателей - гитариста Владимира Холстинина.


1985 год: после разногласий "Ария" распадается на два самостоятельных коллектива: непосредственно "Арию" и "Мастера". На место ушедших музыкантов были приглашены Максим Удалов (барабаны), Виталий Дубинин (бас) и Сергей Маврин (гитара). По мнению многих из окружения "Арии", приход новых музыкантов оказался настоящей удачей для группы. Почему?

Владимир Холстинин: А мы записали свой самый лучший альбом. Самый продаваемый и самый успешный - "Герой асфальта". Дело в том, что пришедшие музыканты оказались более талантливыми и более подходящими для нашей группы, чем те, что были ранее. Сам же раскол получился не случайно. В группе начались разногласия, как музыкальные, так и чисто человеческие, которые не давали нам работать. С приходом новых музыкантов их стало значительно меньше. Но, самое главное то, что мы смогли записать сильный, хитовый альбом.

1986 год: В хит-параде Александра Градского песня "Воля и разум" "Арии" заняла первое место, обойдя очередной "шедевр" эстрадной примадонны Аллы Пугачевой. Этот факт смог доказать даже самым упертым скептикам: группа популярна! По мнению музыкантов, популярностью они обязаны Госпоже Удаче, стечению обстоятельств...

Владимир Холстинин: ... А еще - последовательности в действиях. Все, что мы делали с самого начала, было ориентировано не на задачу стать популярными, а на задачу создать такую группу, которая бы нас устраивала и была бы для нас способом самовыражения в искусстве. Я считаю, нам просто повезло, что "Ария" стала такой популярной.

Весна 1990 года: После подписания контракта с немецкой певицей, уехали в Германию Сергей Маврин (гитара) и Виталий Дубинин (бас). Отразилось ли это каким-то образом на творчестве группы?

Владимир Холстинин: Мы не успели даже ничего толком сделать, так как это продолжалось всего два с половиной месяца. Только нашли людей, сделали с ними программу, отыграли несколько концертов и тут вернулись Дубинин с Мавриным. Конечно, было хуже. Когда меняются музыканты в группе, первые несколько месяцев уходят на адаптацию нового человека в коллективе. Смена бас-гитариста - это довольно серьезная проблема. Сразу меняется ритм-секция, ведь новому басисту надо сыграться с барабанщиком. Положительные результаты могли бы быть видны не ранее чем через год. Кстати, Алексей Булкин - музыкант, который играл с нами тогда вместо Дубинина, сейчас живет в Нижнем Новгороде. Когда-то он жил в Саранске, но год назад переехал к вам.

1995 год: Во время записи очередного альбома из группы ушел Валерий Кипелов...

Владимир Холстинин: У нас тогда был очень сложный период, и Валерка ушел петь в "Мастера". Он просто не верил тогда в успех группы. У нас не было альбомов, не было концертов (их экономически просто невыгодно было проводить). За время работы в коммунистическом Советском Союзе мы, получая по 30 рублей за концерт, ничего не смогли заработать. Когда Союз рухнул, выяснилось, что мы не в состоянии даже оплатить аренду студии для записи новой пластинки. Валерка перестал приходить на репетиции, и только через месяц мы узнали, что он с "Мастером" распевает по клубам. Спустя какое-то время "Мороз Рекордз" - компания, которой мы должны были по контракту сдать этот недописанный альбом, объявила о том, что нам придется заплатить серьезную неустойку. Кипелов решил, что ему все-таки проще будет записать эту пластинку, а потом опять вернуться в "Мастера". Но после выхода альбома он передумал уходить. Обидно только, что с ним ушел и наш гитарист Сергей Маврин, посчитав, что группа не сможет существовать без вокалиста. Пока шли разборки, мы пригласили нового музыканта, который и записал все партии для этого альбома. Так что, к тому моменту, когда вернулся Кипелов, оказалось, что место гитариста уже занято! И Маврин оказался не у дел. Если честно, я всегда сожалел, что мы его потеряли.

1998 год: "Ария" отметила свое 13-летие большими концертами в Москве и Санкт-Петербурге...

Владимир Холстинин: На них были приглашены музыканты, которые в разные годы работали в группе: Маврин, Грановский, Удалов, Большаков. Безусловно, находиться с ними на одной сцене было очень приятно. Во время этих концертов мы попытались воссоздать все составы "Арии". И песни сыграли со всех альбомов, начиная с самой первой песни с самого первого альбома. Обычно мы играем сначала песни с самого последнего альбома, переходя к старым хитам. Но тут было наоборот. На сцену по очереди выходили музыканты и звучали песни, записанные именно с ними. Это было больше похоже на творческий вечер-отчет о проделанной за годы существования группы работе (смеется).

2000 год: "Арией" записан саундтрек к компьютерной игре "Дальнобойщики-2". Чаще всего музыканты прибегают к такому расширению границ творчества для привлечения дополнительного внимания к себе. Что это - осознавание спада популярности группы?

Владимир Холстинин: Да нет, просто нам было интересно. Я когда-то играл в игру "Дальнобойщики-1" и мне она очень понравилась. Поэтому, когда разработчики игры предложили написать музыку к "Дальнобойщикам-2", мы согласились. Так как нам пришлось отказаться от голоса, его надо было чем-то заменять, потому что не все наши мелодии звучат удачно без вокала. (Улыбнулся). Было очень весело, когда мы, экспериментируя, играли на акустической гитаре, рояле или органе партии голоса.

Вообще, все, что мы делаем, - способ получения удовольствия, в первую очередь. Все-таки надоедает играть одни и те же песни на концертах. Когда есть возможность сделать с ними черт-те что, то мы всегда с удовольствием за это хватаемся. То же самое и в случае работы с оркестром. За последние годы мы очень изменились. Если с первым альбомом мы пытались как-то самоутвердиться, то теперь нас это уже не особо интересует. Раньше была такая установка, что у группы должны быть собственное лицо и чувство стиля, чтобы выделиться среди всех остальных, чтобы нас не спутали, скажем, с тем же "Круизом". Поэтому тогда мы беспокоились о так называемой чистоте стиля. А сейчас мы можем писать все что угодно: флейты, хор, оркестр. Все равно нас уже трудно будет перепутать с кем-либо.

Апрель 2001 года: "Ария" отправляется в большое турне, пригласив к совместным концертам немецкую группу U.D.O. Тогда же стало известно, что Удо Диркшнайдер заинтересовался российскими коллегами...

Владимир Холстинин: Удо предложил контракт, согласно которому мы могли выпустить в Германии четыре старых альбома (на наш выбор) и один новый. Но так как мы отказались записывать новый альбом в этом составе, то контракт сорвался. Мы просто не пришли к соглашению внутри группы по поводу своей новой работы.

Весна 2002 года: На интернет-сайте "Арии" появляется официальное заявление музыкантов группы о поиске нового вокалиста. Чуть позже среди поклонников группы пойдут слухи о том, что по истечении срока контракта с менеджером (31 августа) "Ария" прекратит свое существование.

Владимир Холстинин: Я не думаю, что это случится. Просто произойдут некоторые перемены, и мы не выпустим в этом году альбом, который все ждут. Будет два сольных проекта: один - у нас с Дубининым, а второй - у Кипелова. Наш стиль останется прежним, но саунд станет более жестким. Все наши песни практически написаны и мы уже нашли нового вокалиста, имя которого мне бы пока не хотелось называть.


Еженедельник «Биржа плюс Карьера», 23 июня 2002 года