Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Ария. Всё как вчера или воспитание в арийском духе

Ввиду ряда изменений в политике "Рок Сити", а так же по многочисленным просьбам многочисленных читателей, редакция журнала единогласно решила возобновить освещение жизни и деятельности наших отечественных музыкантов. Исходя из этого, было решено предоставить право перерезать ленточку этой части нашего журнала, пожалуй, единственной истинно народной группе, коллективу, пережившему всех своих прежних коллег по стилю, команде, являющейся неким образцом, эталоном российского тяжелого рока, находящейся в центре внимания вот уже более десяти лет - группе Ария. В этой связи мне вспомнилась старая история, рассказанная, если не изменяет память, Виталием Дубининым, о том, как попала к ним кассета с записью чьей-то свадьбы. Приняв изрядное количество литров спиртного на каждую душу населения квартиры молодоженов, приступили к "концертной программе", апогеем которой, после дежурных номеров типа "Ой, мороз, мороз" или "Из-за острова на стрежень", все присутствующие (большая часть которых была далеко не молодого возраста) под аккомпанемент аккордеона массовика-затейника нестройным хором затянули: "Жанна из тех королев!.." "Вот тогда, - прокомментировал Дубинин, - мы действительно поверили, что Ария - народная группа". За последние лет пять Ария стала еще более народной, превратившись уже в некую легенду, ибо после выпуска альбома 'Кровь за кровь' группа в буквальном смысле исчезла, появившись вновь лишь в начале прошлого года со своим новым CD 'Ночь короче дня'. Именно с этого я и начал свою беседу с одним из основателей Арии, гитаристом и автором довольно большой части музыки группы Владимиром Холстининым. - Итак, чем же вы занимались эти целых четыре года? "Нужно сказать, что песни для нашего последнего альбома начали создаваться еще в '92-ом. Но потом мы решили построить собственную студию, чтобы записывать свои альбомы так, как мы их видим, а не исходя из возможностей каких-то других студий. Одним словом, решили встать в один ряд с великими, пусть даже и в самом конце. Но поскольку мы люди ленивые, все это затянулось аж до '94 года. Тогда мы поняли, что новый альбом нужно записывать очень быстро, но вышло совсем наоборот. Появилась куча вполне объективных проблем. Долго не было текстов, потом Кипелов ушел в Мастер, следом за ним расстались с Мавриным* Затем искали нового гитариста, и исходя из того, что все это произошло прямо перед записью альбома, мы потеряли еще один год. Вообще, конечно, это может произойти только в нашей стране - музыканты уходят чуть ли не за день до начала записи альбома! Такого нигде не бывает! Существует контракт, где оговаривается все до мелочей, а здесь раз - и сорвали год работы." - Истории известно немало примеров, когда талантливые, в общем-то, музыканты терпели фиаско именно после появления собственных студий. Получив неограниченные возможности - время, деньги, Блэкки Лоулес из W.A.S.P., к примеру, записывал свой альбом более двух лет, постоянно что-то переписывая, перемикшируя и так далее. Вследствие этого, изначально довольно перспективный материал вылился в совершенно безликий альбом, записанный уже совершенно ничего не понимающим человеком. Не постигнет ли такая же участь Арию? "Да, история известная, и у нас я знаю немало музыкантов, совершивших подобные ошибки. Но, уверен, нас это не коснется никоим образом. Ария - концертная группа, и больше всего мы как раз не любим сидеть в студии. Знаешь, какая у нас любимая поговорка? Запись закончена - забудьте! Мы очень редко что-то переписываем." - Я знаю, что в прошлом году вы возобновили и свою концертную деятельность. Побывав на нескольких выступлениях Арии, несложно сделать вывод, что контингент, приходящий на ваши концерты, абсолютно такой же, как и десять лет назад, когда Ария только начинала. Не обидно ли вам, что, вырастая, ваши фэны теряют к вам интерес? Вообще, как вы чувствуете себя в этом отношении? "Да, в общем-то, так и чувствуем, как десять лет назад. Знаешь, забавное такое ощущение, будто бы остановилось время, и как бы ничего не происходит, все как вчера - есть у нас такая песня. А обижаться нам не на что. Мы все очень довольны своими поклонниками и не имеем на этот счет никаких комплексов. Напротив, я считаю, что именно 15-летние - самая искренняя и честная аудитория. Они не признают никакой фальши и чувствуют ее интуитивно. Понимаешь, до 30-летних намного труднее что-то донести, если вообще возможно. Это люди уже со сформировавшимися вкусами, взглядами на какие-то определенные вещи. А молодость - это гибкость, эти ребята только начинают все впитывать в себя, и мы помогаем им в этом. Наверное, это прозвучит несколько высокопарно, но, видя со сцены эти благодарные лица, глаза, в самом деле понимаешь, что работаешь не зря. А наши старые фэны сейчас разъезжают на мерседесах и носят красные пиджаки. Очень многие из них - бывшие металлисты, которые даже покупают сейчас старые альбомы Арии как память." - И такие приходят на ваши концерты? "Ну, на концерты они не приходят, хотя, если какой-то престижный клуб* Но я встречал таких. Когда пришел покупать себе пейджер, например, пообщался с несколькими такими людьми, которые и сейчас запросто могут процитировать целиком "Тореро" или, там, "Волю и разум"." - Вы рассказывали и про охранников Брынцалова? "Да, только это были даже не охранники, а ближайшее его окружение! Сидели такие ребята, вспоминали какие-то концерты десятилетней давности, пили с нами водку, а потом сели в "мерсы" и укатили." - Оставим новых русских и вернемся к новым фэнам. На концерты Коррозии Металла тоже приходят 15-летние. Как по твоему мнению, много ли среди вашей публики и коррозийной одних и тех же, принимая во внимания и тот факт, что Ария нередко появляется во всевозможных тусовках Паука & Co.? "Совершенно точно эти два потока абсолютно не пересекаются между собой, Это видно и на концертах, и по письмам, приходящим в наш фэн-клуб. Очень многие осуждают и ругают Арию за совместные с Коррозией Металла концерты или какие-то другие мероприятия. Так что за своих ребят мы спокойны!" - Кстати, как вы попали в эту, уверен, чуждую вам компанию? Кто инициатор? "Инициатором всегда был сам Паук. Вообще, вначале было все неплохо. Например, идея сборника баллад - мы с удовольствием согласились принять участие в этом проекте. Но когда начались всяческие его презентации, мы разошлись с Коррозией. У нас действительно нет ничего общего, ни во взглядах на творчество вообще, ни в каких-то политических пристрастиях, не говоря уж о музыке." - Да, глядя на такие действа, задумываешься о будущем тяжелого рока. Сейчас на Западе ни одно уважающее себя музыкальное издание не выходит без объемистого материала на тему "мертв ли металл?" Думаю, что Россию это тоже касается. Ты находишься на нашей многострадальной сцене уже почти 15 лет, и твое мнение по этому поводу должно быть наиболее авторитетным и объективным. Так что же сегодня происходит с металлической музыкой, в нашей стране, по крайней мере? "Прежде всего нужно сказать, что у нас любое явление всегда приобретает какие-то гипертрофированные формы. Как было в Англии - был рок, потом - нью-вэйв, диско, панк, дальше ждали чего-то нового. Появилась NWOBHM и, что называется, сорвала дверь с петель. Когда же у нас появился хэви металл, с петель сорвало не только дверь! Сорвало все, что только можно себе представить! У людей просто уехала крыша! Мы не могли себе представить, как на первом месте хит-парада "Московского комсомольца" может быть Ария (это была "Воля и разум"), а на втором - Алла Пугачева?! Этого в принципе не может быть! У меня до сих пор сохранились газеты, где мы занимаем три первые строчки хит-парада - в мире такого просто не бывает. Когда мы поехали на гастроли по стране в '86 году, мы собирали огромные стадионы. Почти невозможно было поверить: по девять аншлаговых концертов подряд (!!!) на одном и том же стадионе в Питере, в Москве. Абсолютный бред! Разве может собрать такое количество народу Iron Maiden, к примеру? Это я говорю не потому, что Maiden любимая группа, а потому что одна из самых популярных. А потом все это сменилось полным равнодушием к металлу." - Итак, хэви металл мертв? "Отнюдь. Как раз сейчас начинается новая волна." - Подобно упомянутой английской, в начале прошлого десятилетия? "Да, думаю, что-то вроде этого. И поднимает все это именно молодежь. На наши концерты приходят много молодых ребят, и будущее, думаю, именно за ними. Просто сейчас такая ситуация. Появилось поколение, не желающее слушать жвачку, предлагаемую телевидением, они хотят живой музыки, настоящих живых групп, а таких на нашей сцене не так уж и много - Браво, вот. Боюсь кого-нибудь обидеть Ладно, обойдемся без имен, хотя таких музыкантов действительно мало. И, кстати, снова - эта беда исключительно наша. На Западе даже попса всегда исполняется вживую и самолично. У нас же все наоборот. К нам, например, не раз приходили, предлагали деньги, чтобы мы записали гитарку, еще что-нибудь - никто просто играть не умеет!" - Да, беда эта, по-моему, общая, не только музыкантов. На плакате, помещенном в ваш новый концертный альбом, к которому мы еще вернемся, множество цитат из статей об Арии, взятых из газет '80-х. "Дегенераты, наркоманы, фашисты, дебилы" и так далее. Заставшим сие веселое время это все, конечно, хорошо знакомо, и, казалось бы, все это давно кануло в лету. Однако посмотрев "акул пера" с участием Арии, я понял, что ушли мы не особенно-то далеко. "Жаль, у меня не все сохранилось - все эти статейки из моего архива, там были высказывания и похлеще. А что до "Акул пера", я думаю, эта передача создана не для того, чтобы помочь зрителю понять или разобраться в творчестве какого-то артиста, а скорее показать, как этот артист может ругаться с журналистами. По сути, это чистой воды самореклама." - Причем, далеко не в пользу последних! "Кстати, в передачу вошли не все вопросы, а жаль. Например, небезызвестная Капитолина Деловая из "МК" заявила, что сейчас различные альтернативные группы более популярны, чем Ария, и рассказала, что присутствовала на одном таком совместном концерте. Ария якобы выступала перед этой самой альтернативной командой, и присутствующий там народ кричал нам "Fuck you!!!", и все в таком духе. Мы долго смеялись, потому что ни в концерте, ни в этом клубе мы никогда не играли. Потом же смеялись и все присутствующие в студии - нас попросту перепутали с какой-то другой группой! О чем тут еще можно говорить, если человек не только не знаком с нашим творчеством и не слышал, наверное, ни одной песни Арии, но, как выясняется, даже не имеет понятия, с кем и о чем ведет разговор! Может быть поэтому этот эпизод и вырезали из программы, а жаль." - Вернемся к упомянутому концертному альбому 'Сделано в России'. Зачастую подобные релизы знаменуют завершение какой-то очередной главы в творчестве группы, некое подведение итогов. Для других концертники выполняют роль сборника, "greatest hits". Какая миссия у этого альбома? "Нет, это не то и не другое. Сборник лучших вещей у нас будет, и очень скоро. Это будет альбом длительностью порядка 70-ти минут. А концертный альбом - это наша давняя мечта, которая наконец-то сбылась. Вообще-то этот альбом должен был появиться намного раньше, лет так пять назад, но тогда это было просто технически невозможно из-за ужасного качества концертных записей. Так же мы готовим и концертный видеофильм, о котором тоже давно думали, но здесь было еще сложнее. Арию не раз снимали на концертах, но либо было классное изображение, но совершенно кошмарное звучание, либо наоборот. Да и сами съемки оставляли желать лучшего - показывают, к примеру, меня, а соло играет Маврин. 18 января на концерте в МДМ, наконец, была сделана настоящая качественная съемка, и скоро мы выпустим полуторачасовое видео Арии." - Я знаю, что группа уже работает над следущим альбомом* "Да, сейчас мы заканчиваем делать аранжировки к новым песням и пишем тексты." - "Пишем"? Сами? "Нет, ну текстов еще никаких нет." - То есть в работе сейчас, как и вчера, бессменная Маргарита Пушкина. Кстати, давно хотел спросить, как вам удается всегда достигать такой гармонии ярко образных текстов Пушкиной с вашей масштабной, эпической, я бы сказал, музыкой? Другими словами, как происходит процесс создания песен: соответствующая музыка пишется для соответствующих текстов, или наоборот, или все делается параллельно? "Ну, как правило, тексты сочиняются уже для написаных песен. А уж насчет такого сочетания текстов и музыки - это целиком и полностью заслуга Риты. Нужно сказать, что это всегда стоит ей большого здоровья, потому что практически каждый текст ей приходится переписывать по сто раз, пока нам всем не понравится - мы очень требовательные люди, впрочем, как и она сама." - Хорошо, а что насчет музыки? Что вы нам представите на своем будущем альбоме? "Пока еще трудно сказать, но думаю, что новый альбом будет сильно отличаться от предыдущих." - То есть Ария меняет стиль? Не отстаете от моды? "Нет, стиль-то сохранится, но сами песни, музыка будут несколько другими. Так что Ария останется Арией - хэви металл, или что там мы играем - рок, не знаю." - Про смену стиля я спросил не случайно - года три назад, когда о вас долгое время ничего не было слышно, в прессе промелькнули слухи, будто бы Ария помешалась на группах типа Fates Warning и Dream Theater и собирается играть в таком же стиле. "Нет, нет, это бред какой-то, не было такого. Dream Theater я вообще ни разу не слышал. Я не думаю, что мы когда-нибудь изменим свой стиль. Дело в том, что наши музыкальные пристрастия сформировались еще в '70-х, мы до сих пор слушаем эту музыку - Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin, The Beatles, наконец. А нового мы практически не слушаем, так, постольку поскольку, в чисто информативных целях. И в своем творчестве мы всегда отталкиваемся от своих корней." - Завидное постоянство - прямо воля и разум! И последний вопрос: когда вы думаете выпустить новый альбом? "Боюсь называть какие-то сроки, но планируем где-то на осень." На этом я и распрощался с господином Холстининым, пожелав группе Ария дальнейших творческих успехов в воспитании подрастающего поколения в истинно арийском духе.


Алексей Глебов.
Журнал «Rock City» №1, 1997 год