Всем поклонникам "Арии" Александр Елин знаком как автор текстов первых двух альбомов группы. Однако неожиданно он пропал из поля зрения поклонников почти на десять лет, и его имя появилось вновь только на обложке последнего компакта "Арии" – "Химера".
Андрей Сильвестров: Давайте вернемся лет на пятнадцать назад. В 1985 году появился первый магнитоальбом никому тогда не известной группы "Ария". Запись сразу же стала суперпопулярной, через год появился второй альбом, а еще спустя год на "Мелодии" вышла пластинка "Мастера" со старыми "арийскими" песнями, где на конверте в качестве автора текстов был обозначен Александр Елин. Каким образом "Ария" вышла на Вас, или, может быть, Вы сами предложили им свою помощь?
Александр Елин: К началу работы над "Манией величия" (первый альбом "Арии") я уже был известен в тогда еще узких кругах московской самодеятельной и полупрофессиональной рок-тусовки. Что было до? Первый проект с моим участием – дебютный альбом группы "Альянс" (которая, между прочим, и сейчас существует в некоей реинкарнации) – это был и мой дебют как поэта-песенника. "Кукла", "Пропустите в очередь меня", "Полон дом игрушек..." – из пяти песен, с которых стартовал "Альянс", четыре написаны мной. "Арии" нужен был текстовик, а я тогда был членом совета Московской Рок-лаборатории, и кроме "Альянса" у меня уже было "портофолио" – дебютный альбом группы "Рондо" для "Мелодии", два магнитоальбома группы "Зигзаг", "Гулливер" (прообраз нынешней "СерьГа"). То есть я уже был "в законе" и меня просто "припрягли" на это задание. Что весело, кстати, я тогда лежал в больнице, в инфекционном отделении, и предложение получил методом "перестука". Потом, когда меня все-таки выписали, я познакомился с Холстининым и Грановским, был представлен худруку Виктору Яковлевичу Векштейну. Когда "Ария" решила взять второго гитариста, я привел к ребятам Андрея Большакова, который до этого был лидером "Зигзага". Так ко второму альбому сложился "классический" состав "Арии", и тогда были написаны "Воля и разум", "Встань, страх преодолей!" – вещи, ставшие хитами и остающиеся таковыми в наши дни. Я буквально вчера по радио слышал версию "Встань, страх преодолей!" от Boney NeM, ужасно смешную, мне очень понравилось. Тогда, в 80-х, она звучала как лозунг, а сегодня Немоляев нашел новое прочтение – но как раз так, как надо сегодня.
А.С.: Кстати, о лозунге. Тексты первого и второго альбома имели явно выраженную социальную и антивоенную тематику. Почему так получилось, был какой-то "социальный заказ"?
А.Е.: Да, нынешнему поколению, которое слушает "Арию", это уже не понять, наверное. Они – дети другого времени, но надо представлять себе нас тогдашних – в 1986-87 годах...
А.С.: Вас бы просто задавили...
А.Е.: Да, тогда надо было "литовать" тексты на комиссии от Минкульта... Векштейн планировал сделать коллектив филармоническим, он не собирался создавать "гаражную" группу наподобие "Кино", "Аквариума" и т. д. – он давал репетиционную базу, студию, ставки, но тексты под это надо было написать такие, чтобы не "обломились" поклонники хэви-металла, не было похоже на тексты, скажем, ВИА "Самоцветы" – и в то же время чтобы они проходили "литовки". Поэтому выбор антивоенной тематики был совершенно сознательным. Мы в своем кругу с долей иронии называли все это "Красным металлом" – рок-музыканты вообще обязаны относиться к своим текстам с долей иронии. То есть героика-патетика была с некоторым "красноватым" оттенком – это был единственно возможный способ как-то действительно "выстрелить". Что, в общем, и получилось. И если сравнивать тексты "Арии" с тем, что пели тогда "Круиз" или "Черный кофе", – наши были лучше. Сегодня ни один концерт "Арии" без "Воли и разума" не обходится...
А.С.: Как правило, Вы пишете тексты на уже готовую музыку. Какой здесь процент творчества и какой – математического расчета?
А.Е.: Конечно, навык играет определенную роль. Профессия эта называется "либреттист". Она существовала всегда. У Петра Ильича Чайковского в его операх наверняка вначале была написана музыка, а вокальные партии затем подтекстовывались его братом. Поэтому здесь ровно такой же процент творчества, как и в других жанрах. Высчитать хитовую фразу, подобрать правильные слова – настоящий креативный, творческий процесс. При этом наша работа сложнее, чем у "книжных" поэтов. Они свободны в выборе размера, в рифмах, в звучании слов – ведь их стихи будут "увидены". Либреттистам же важна сонорность, количество согласных в строчке – да куча всяких специфических профессиональных примочек. Из-за этого порой гениальная фраза идет в корзину только потому, что она плохо пропевается. Поэтому даже очень хороший профессиональный поэт – если его попросить подтекстовать мелодию, перед ним встанет серьезная проблема. Зато "текстовики" более востребованы: их произведения – порой примитивные, глупые, бездарные – тысячи людей знают наизусть. И, слава Богу, в этом деле есть настоящие талантливые профессионалы – Резник, Танич, Кавалерьян, Шаганов, Вадим Жуков.
А.С.: Пол Маккартни, когда сочинял свою знаменитую песню "Yesterday", мурлыкал себе под нос что-то про яичницу. Насколько часто первоначальный текст отвергается и идет в корзину?
А.Е.: Бывает, и достаточно часто. Иногда даже не по соображениям пропеваемости, об этом я уже говорил, а бывает и музыка красивая, и текст удачный, а вместе они не живут. Песня же должна жить!
А.С.: Очень скоро после создания "Арии" ее музыкантов стали узнавать на улице... автографы, поклонницы, все дела... а автора текстов Александра Елина публике предъявили на моей памяти лишь однажды – на юбилее группы в октябре 2000 года. Не обидно, что вся слава и почести проходят стороной?
А.Е.: Нет, ну какая же тут может быть обида? Наоборот, счастье, что мое творчество, мои мысли востребованы, нашли отклик. Множество людей пишут в стол, и их по-человечески жалко. А что касается узнаваемости? У меня – моя работа, у музыкантов – своя. То, что их знают в лицо, – это и потрясающе, и в тоже время тяжело. Музыкантам, особенно состоявшимся, серьезным гораздо важнее, чтобы поклонники больше обращали внимание на их творчество, нежели на личную жизнь.
А.С.: С какими еще музыкантами Вы сотрудничаете в последнее время? Ведь, насколько мне известно, в работе с "Арией" был перерыв?
А.Е.: Да, но перерыв в работе был вызван совершенно иными причинами. Десять лет меня не было в России, я жил в Израиле и вернулся сюда чуть больше года назад... Занимался там разными вещами, в основном журналистикой и шоу-бизнесом – участвовал в организации туров российских артистов по Израилю ("Сектор Газа", "Крематорий", Макаревич, "Лицедеи"), сделал несколько фестивалей – бардовской песни, юмора. Так получилось, что, живя в Израиле, я прилично расширил круг чисто московских и питерских знакомств... Даже в 94-м году выиграл конкурс одностиший имени Владимира Вишневского, и Владимир потом четыре года говорил по телевизору: "А вот какое одностишие мой друг Елин в Израиле придумал"... А сегодня его уже часто печатают под фамилией Вишневского, что для меня вообще настоящий подарок.
А.С.: Озвучьте его, пожалуйста...
А.Е.: "Скажи отцу, чтоб впредь предохранялся..."
А.С.: После того, как от "Арии" отпочковался "Мастер", с ней работала Маргарита Пушкина...
А.Е.: И продолжает работать! Мои песни больше нравятся "арийцам", а ее – "арийкам", они от "Штиля" и "Осколка льда" прямо расцветают. Мои тексты, наверное, более социальные, а девочкам это не очень нравится. Поклонницы на сайте страшно возмущались – что это за флаг над буйной головой, кулак, что за героические темы... Но мне это близко, это наше с Холстининым совместное творчество, и когда текст готов, мы за него оба отвечаем. Никакого внутреннего конфликта на эту тему нет и не было...
А.С.: Что Александр Елин слушает в свободное время?
А.Е.: У меня, где бы я ни находился, есть с собой в разных форматах огромное количество музыки. В Израиле – более трех тысяч коллекционных виниловых пластинок рока 70-х годов, множество компактов. За последнее время из Интернета я накачал себе коллекцию из полутора тысяч альбомов в MP3 – редчайших старых и самых новых – все интересное, что можно найти в Напстере. По-моему, проще сказать, что я НЕ слушаю. Единственно, я, как бы это правильно выразиться, в последнее время не слушаю известные команды. Потому что их я уже помню наизусть. Спросите меня, когда я последний раз заводил Queen – наверное, это было много лет назад. То же самое с Genesis или Uriah Heep, но я знаю десяток групп, которые существовали в то же время, они практически забыты, но у многих была своя изюминка, а некоторые были напичканы изюмом, как сладкий пирожок. Aqua Fragile, например, или Stackridge. Я не устаю от музыки – наоборот, лечу ею головную боль. У меня может быть день, когда я слушаю старый прогрессив, а на следующий – современный "ska revival": пост-Madness-овские такие группы, как Bim SkaLa Bim или Mighty Mighty Bosstones. А потом – пост-grunge типа Terrorvision или Soundgarden. Больше дней, когда я слушаю "heavy" – но не экстремальный, а мелодичный, эпический – то есть группы, в чем-то схожие с "Арией", – Avantasia, Nightwish, Therion – в общем, все эти "Самовариусы", как их называет мой сын. Не знаю, известен ли кому-то "stone rock" в России, я здесь ни от кого этого термина не слышал; это такие группы как Queens Of The Stone Age, Monster Magnet, Nebula, Fu Manchu – все эти группы продолжают темы раннего-раннего Black Sabbath, только в более современном звуке... Бывают дни, когда я слушаю Guano Apes или No Doubt с огромным удовольствием. Бывают дни русской музыки – Чижа, например, или Крема. Мне страшно нравится творчество раннего Чижа, потому что он такой... настоящий семидесятник, и настроение, и стихи у него такие правильные, проникновенные... Из "Аквариума" больше люблю новый... Все время езжу с плейером. Езжу на метро, чтобы не слишком отрываться от масс. Рекламку разглядываю, разговоры там, у кого что из плейеров доносится... Когда начинаешь передвигаться на машине, то и песни получатся интересными только для тех, кто в машинах ездит.
В общем, можно написать: Елин слушает все! Собственно говоря, это моя профессия, мне положено слушать много музыки, я работаю PR-директором в компании "Граммофон Рекордз".
А.С.: Помимо работы в "Граммофоне..." Вы сейчас затеваете какие-то новые проекты.
А.Е.: Да. Если же говорить о собственно музыкальных проектах, то это группа "Achtung!", на стыке Rammshtain, AC/DC и Marilyn Manson, но много позитивнее – никакой чертовщины и чернухи. Такая современная веселая музычка на мужскую тему для правильного пивного отдыха.
А.С.: Название обязывает петь по-немецки?
А.Е.: Ничего подобного! В какой-то мере это будет продолжение моего собственного проекта "Примадонна", который существовал с 1987-го по 90-й годы, – в Москве этот состав был довольно известным. К сожалению, нормальной полнометражной записи мы так и не сделали. Сейчас вышел компакт-диск с демо-версиями восьми песен, но очень маленьким тиражом, только для своих, в качестве сувенира...
А.С.: Что мешает продолжить?
А.Е.: Десять лет прошло, девочки наши уже не играют, замужем, не до того. Вот "Achtung!", может быть, и продолжит этот позитивный, задорный настрой... Второй проект, которым я тоже сейчас занимаюсь, скорее всего будет называться "Автограф ХХI". Из старого "Автографа" в нынешнем проекте участвует певец Артур Беркут (Михеев). Мы делаем совершенно новую программу, но в концерте группа будет играть и старые хиты "Автографа". Я надеюсь, это будет настоящий прорыв. Пока эксклюзив на тяжелый рок принадлежит "Арии", а все остальные группы, к сожалению, не выходят за рамки клубного уровня. Мы собираемся нарушить этот "статус кво".
А.С.: Да, по поводу "Арии" некоторые поклонники очень сокрушаются, что такая замечательная группа так мало востребована за рубежом.
А.Е.: Зато у ребят больше времени на концерты в России. И кстати, я был на концерте I.M. с Бэйли, и мне очень понравилось, и был на концерте с Диккинсоном, и тоже очень понравилось.
А.С.: Да? И как Вам "Мэйден" с Бэйли?
А.Е.: Он такой настоящий пивной чувак, такой обаяшка на сцене. Все пытался соответствовать Диккинсону, а выглядело это как пародия, так уморительно!
...Возвращаясь к "Автографу ХХI". Мы рассчитываем, что группа будет интересна более широкой аудитории по сравнению с "Арией". Каждое новое поколение 14-16-летних открывает для себя музыку "Арии" и врубается в нее, потому что здесь совершенно другая энергия по сравнению с попсой и "русским роком". Первые слушатели "Арии" – те, которым сейчас по 35-40 лет, – из-за этого на концерты не ходят, потому что молодежь слишком активно там "оттягивается". "Автограф XXI" рассчитан как раз на них – и в то же время на тех, кто слушает Scorpions, Bon Jovi. Но группа будет достаточно "тяжелой" и осмысленной – чтобы юные металлисты не "обломались", не сказали, что это "мыло".
А.С.: И когда же?
А.Е.: Не хочу загадывать, первые релизы скорее всего будут к осени. Четыре вещи уже почти готовы.
А.С.: Помимо Беркута, кто-нибудь еще из "засвеченных" музыкантов в проекте участвует?
А.Е.: Состав пока не окончательный, но предполагается, что это будет Павел Чиняков ("Кипелов/Маврин") на барабанах, Кирилл Thor ("Сastle") на гитаре и Александр Мосинян на басу.
А.С.: Расскажите поподробнее о "Граммофон рекордс"?
А.Е.: Мы сейчас – компания, которая не просто компилирует сборники и выпускает альбомы поп-исполнителей, но планирует собрать серьезный каталог, обзавестись тремя-четырьмя профильными лейблами. Один из этих лейблов будет выпускать тяжелый рок, пока на нем базируются первые три-четыре проекта. Первым релизом (правда, договор еще не подписан, но устная договоренность уже получена) будет новый альбом группы "Новый завет" Славы Горбачева – с моей точки зрения, альбом просто великолепный, это будет настоящий шок, поклонники "Арии" получат, я думаю, огромную тему для разговоров, споров, что же лучше – альбом "Нового Завета" или арийская "Химера". Конкуренция в этом жанре необходима как воздух, поэтому я не против, а, наоборот, всячески ее собираюсь поощрять... На этом же лэйбле, если все сложится нормально, выйдет дебют нового альбома "Автографа-XXI", а затем и "Achtung!". Плюс – я знаю, что к открытию этого нашего "тяжелого" лейбла очень хорошо подготовилась провинция – там тоже есть достойные коллективы. Кроме того, мы, естественно, собираемся заниматься так называемым "русским роком", и переговоры ведутся с очень серьезными коллективами, которые уже готовы перейти под наши знамена и выпускать альбомы у нас, потому что я надеюсь, что нам удастся сформировать у себя то, чего до сих пор в российском шоу-бизнесе не было, – грамотный продакшн, доведение материала, с которым приходит артист, до правильного "товарного вида".
А.С.: Тогда вопрос, который будет интересен вашим потенциальным звездам. Что надо сделать молодой группе, чтобы заключить контракт с "Граммофоном"?
А.Е.: Очень просто. Присылайте или привозите свою демо-запись в формате CD-R. Любая группа, приславшая нам материал, обязательно будет отслушана – другое дело, что кого-то мы прослушаем целиком, а кого-то будем слушать секунд двадцать, это наши специалисты решат. Шоу-бизнес ведь такое дело, и не стоит отчаиваться, получив отказ, – все знают историю группы The Beatles, которую прохлопала компания Decca, и парня, который сказал, что у "Битлз" нет голосов, долго показывали по TV и смеялись... Он был грамотным профессионалом и угадал много хороших групп – а этих не угадал, не судьба... Но если мы кого-то "угадали" и решили работать с коллективом, коллектив должен быть готов к тому, что ему будут даваться советы, которые ему придется выполнять, чтобы продвинуться, и будут указывать на недостатки.
А.С.: Традиционный вопрос – что значит Интернет в Вашей жизни?
А.Е.: Мой старший сын научил меня компьютеру, всем этим премудростям лет 8 назад, когда ему было 13. Поэтому я в "аське" (ICQ), в почте, в Напстере – в общем, во всех виртуальных ипостасях. В Интернете я несколько часов в день. Более того, в ближайших планах "Граммофон рекордс" – строительство серьезного музыкального интернет-портала для меломанов и профессионалов шоу-бизнеса.
Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»